Перфекционизм — опасный недруг. Бывает, подключаясь к реализации наших планов на правах «самого талантливого и работоспособного сотрудника», он заваливает нам весь проект, нас же и оставляя в дураках. Почему в дураках?

Представьте себе, что Вы решили перепрыгнуть через препятствие. Препятствие — пять метров в высоту. Нормальный человек, конечно, трезво оценит свои возможности и карабкаться не станет. Не станет и сожалеть о том, что не может. А дурак, во-первых, сначала угробит своё здоровье, пытаясь всё-таки «одолеть», а потом, так ничего и не добившись, весь остаток жизни проведёт в самоугрызениях по поводу того, что «не смог». А виноват в этом перфекционизм — стремление к совершенству. Это именно оно вдуло человеку в уши глупое честолюбие, чтобы через пять минут над ним же и посмеяться.

Перфекционизм — это наглый дворовый пацан, который сидит в нашем сознании, криво ухмыляясь и с неодобрением поглядывая на те повседневные дела, которые занимают нас с утра до вечера. Ему скучно и поэтому периодически он выдаёт нам своё коронное: «А слабо тебе, салаге…?».

Перфекционист же — это человек, который мгновенно реагирует нервным вздрагиванием всего тела на каждое такое «а слабо»…

Перфекционизм в себе нужно изживать. Но не всё так просто. Он тоже бывает разный — нескольких сортов. Одно дело — стремление к совершенству на работе и в карьере вообще. Тут многие легко согласятся со справедливостью всего вышесказанного — слишком много факторов отвлекает нас от стремления к немыслимому совершенству в пространстве офиса. У нас много других интересов — это раз. Работа (положа руку на сердце) большинство из нас вообще мало привлекает, как поле для самореализации, разве только по необходимости — это два. Да и в некоторых профессиях перфекционизм не уместен или не приветствуется, а то ещё и наказуем — это уже три. И так до бесконечности.

Но есть области, в которых нас поджидает самый страшный вид перфекционизма и области эти — духовные. Но прежде чем об этом говорить, я хочу сделать то, что нужно было сделать по идее чуть раньше, а именно — вскрыть механизм работы перфекционизма в нашем сознании и выдвинуть гипотезу о целях его работы.

Перфекционизм, прикрываясь внешней, благородной целью — помочь нам как можно быстрее осуществить всё задуманное по максимуму, имеет на самом деле другую, потаённую цель — не пустить нас в те сферы, в которые мы так стремимся. Удаётся ему это легко — разогнавшись, мы быстро выдыхаемся, а затем два варианта: либо мы теряем веру в свои силы либо проникаемся отвращением к не так давно желанной цели. А то и сомнением в том, что эта цель вообще реализуема.

Разберём такое благородное устремление человека, как устремление к совершению добра или если хотите, к непричинению зла. Заповеди, известные с детства нам, даже нерелигиозным людям, подтверждают только то, что наше стремление — верно. Красть — плохо. Убивать — плохо. Конфликтовать — плохо. Это вам скажет любой уголовный кодекс, не то что заповеди религий.

И вот человек пытается соблюдать заповеди. Но у него ничего не получается. Кроме того, он видит, что жизнь, окружающая его, устроена так, что он не может их соблюдать. Он постоянно конфликтует, он крадёт чужое и даже вынужден убивать. Происходит «сшибка», в результате которой человек теряет интерес к добру и становится циником, а то и последовательным злодеем. А как иначе объяснить невозможность реализации жёстких этических норм на практике?

Да так, просто: «трудно быть богом». И не нужно. Кроме того, есть способ примирить нравственные заповеди и реальный мир. Я расскажу Вам историю о том, как одна моя знакомая вышла из серьёзной теологической ловушки, в которую привела её собственная дочь.

Ребёнка не так давно познакомили с Заповедью всех времён и народов — Не убий! Познакомили так, походя, в рамках расширения кругозора: чай в доме все нормальные атеисты с высшим образованием. Но ребёнок — это человеческое существо, привыкшее думать и думать самостоятельно. И в ответ на громкие поучения, матери, занимавшейся в этот же момент изгнанием из комнаты мух, был задан сакраментальный вопрос: «А вот мух убивать — можно? Они ведь тоже живые».

Мать задумалась… И вот подумав мгновение, она выдала гениальный ответ, с которым я Вас и познакомлю: «Мух убивать можно, и это не грех. Если ты не делаешь это с удовольствием».

А дала она такой ответ потому, что вспомнила саму себя в глубоком детстве — и то, с каким удовольствием, интересом и любопытством она казнила насекомых, пока удовольствие это не отследили её родители…

Мир устроен так, что человек обязательно будет нарушать все заповеди, данные ему светскими и церковными наставниками. Он будет лгать, отнимать чужое и даже, как мы уже сказали, убивать. Но несёт ли он за это наказание? Только в том случае, когда получает наслаждение от причиняемых другому существу мук. Когда наслаждается своим превосходством. И тогда даже подаяние нищему, данное из этих низменных побуждений, не будет по сути отличаться ничем от мучительного убийства.

Так интересно решили эту проблему дхармические религии, то есть основанные на постулате кармы. А моя знакомая просто гениально угадала ход их рассуждений. Ведь с точки зрения такой религии — конечная цель человека — освободиться от кармы. А как он может от неё освободиться на земле? Значит — замкнутый круг? А как быть, например, с тем, что в Индии существуют специальные касты — воров, проституток, наёмных убийц? Воинов, чья миссия определена ещё до рождения — убивать. Получается, что мир устроен несправедливо, требуя от нас того, что мы не можем выполнить?

К такому выводу нас подталкивает перфекционизм — нежелание принимать во внимание несовершенство нашей природы и ограниченность своих возможностей.

В мире есть только два полюса: Любовь и Ненависть. Относись к своим поступкам как к трудной, но необходимой работе, смысл которой тебе может быть и не до конца ясен. Делай всё, что от тебя зависит, но не больше. Не старайся понять замысел целиком. Не включай перфекционизм. И, наконец, люби, а не ненавидь.

Комментарии запрещены.