Тесная связь воли с потребностями человека, его действиями, эмоциями и сознанием создает исключительные трудности для исследования нервных механизмов волевого усилия, Когда в клинике врач наблюдает резкое ослабление волевых качеств, всегда возникает вопрос, имеем ли мы дело с дефектом собственно воли, или здесь нарушены другие функции мозга: программирование и осуществление целенаправленных действий, способность предвидеть и корротировать их результаты, поддержание оптимального уровня работоспособности мозговых структур и т.д. и т.п.А что дает нейрофизиологии та экспериментальная модель, которая впервые подсказала существование «рефлекса свободы» как самостоятельной формы поведения? Мы имеем в виду сопротивление животного ограничению его двигательной активности, Если насильственно обездвижить живое существо (опыты проводились с курами, осетровыми рыбами, лягушками, морскими свинками и кроликами), то после периода безуспешных попыток освободиться у животного развивается особое тормозное состояние, получившее название «гипноз животных» — как научиться гипнозу. Имеются основания рассматривать это торможение как частный случай угасания рефлексов при их неподкреплении.

Биологическое значение гипноза скорее всего состоит в предотвращении агрессии со стороны более сильного противника,По своему происхождению, приспособительному значению и в известной мере по своим физиологическим механизмам эриксоновский гипноз животных имеет ряд общих черт с гипнотизацией человека.

Эмпирические наблюдения издавна связывают гипноз с волевыми качествами субъекта. Именно неспособность самостоятельного решения жизненных проблем и конфликтов ведет к резкому повышению внушаемости, к повышению активности механизмов подражательного поведения, продиктованного словесным приказом гипнотизера. Генез тормозного состояния при гипнозе определяется не переходом от бодрствования ко сну, а угощением сложнейшего рефлекторного комплекса «реакции сопротивления».

Отсюда и проистекает та некритичность к содержанию приказов гипнотизера, которая так характерна для словесного внушения. Впрочем, эта некритичность имеет свои пределы, и, например, преодолеть этические установки человека, как правило, не удается даже самому искусному гипнотизеру.

Комментарии запрещены.