Тесная связь воли с потребностями человека, его действиями, эмоциями и сознанием создает исключительные трудности для исследования нервных механизмов волевого усилия, Когда в клинике врач наблюдает резкое ослабление волевых качеств, всегда возникает вопрос, имеем ли мы дело с дефектом собственно воли, или здесь нарушены другие функции мозга: программирование и осуществление целенаправленных действий, способность предвидеть и корротировать их результаты, поддержание оптимального уровня работоспособности мозговых структур и т.д. и т.п.А что дает нейрофизиологии та экспериментальная модель, которая впервые подсказала существование «рефлекса свободы» как самостоятельной формы поведения? Мы имеем в виду сопротивление животного ограничению его двигательной активности, Если насильственно обездвижить живое существо (опыты проводились с курами, осетровыми рыбами, лягушками, морскими свинками и кроликами), то после периода безуспешных попыток освободиться у животного развивается особое тормозное состояние, получившее название «гипноз животных» — как научиться гипнозу. Имеются основания рассматривать это торможение как частный случай угасания рефлексов при их неподкреплении.
Биологическое значение гипноза скорее всего состоит в предотвращении агрессии со стороны более сильного противника,По своему происхождению, приспособительному значению и в известной мере по своим физиологическим механизмам эриксоновский гипноз животных имеет ряд общих черт с гипнотизацией человека.
Эмпирические наблюдения издавна связывают гипноз с волевыми качествами субъекта. Именно неспособность самостоятельного решения жизненных проблем и конфликтов ведет к резкому повышению внушаемости, к повышению активности механизмов подражательного поведения, продиктованного словесным приказом гипнотизера. Генез тормозного состояния при гипнозе определяется не переходом от бодрствования ко сну, а угощением сложнейшего рефлекторного комплекса «реакции сопротивления».
Отсюда и проистекает та некритичность к содержанию приказов гипнотизера, которая так характерна для словесного внушения. Впрочем, эта некритичность имеет свои пределы, и, например, преодолеть этические установки человека, как правило, не удается даже самому искусному гипнотизеру.