О том, что я аллергик, я знала с детства. Все началось с диатеза. Он передается по наследству, но мои родители никогда не замечали, чтобы кто-то из наших родственников им болел, так что для нашей семьи он стал сюрпризом. Молодые мамы часто игнорируют диатез, надеясь, что он пройдет сам, но если у ребенка есть хотя бы незначительные высыпания на коже, нужно срочно обращаться к врачу. К счастью, моя мама была бдительной.

Мне пришлось отказаться от детского сада в пользу правильного питания по часам: любая нездоровая еда вызывала сыпь и чесотку, от которых было достаточно сложно избавиться. Из моего рациона исключили все жареное, жирное, соленое, копченое, газированные напитки, консервы и сладкое — так что вкус кока-колы я узнала только в школе, когда родители уже не могли контролировать мое питание так же тщательно. Тогда, в детстве, мне удалось побороть заболевание благодаря хорошему врачу.

Когда аллергия вернулась в подростковом возрасте, я не сразу занялась ею: была уверена, что высыпания на сгибах локтей сами пройдут после 18. Не прошли ни после школы, ни после рождения ребенка. Так что в 25 я решила побороть их раз и навсегда.

Нужно было искать хорошего доктора. Это оказалось непросто. Я обошла все салоны красоты, общалась с дерматологами, но кроме двух-трех мазей они ничего выписать не могли, и легче мне не становилось. После года тщетных попыток вылечиться средствами я нашла контакты доктора-аллерголога, визита к которой мне пришлось ждать больше двух месяцев: ее рабочие дни были полностью расписаны, исключений не делали ни для кого.

Первое, что я узнала от доктора: аллергию нужно обязательно вылечить до 30 лет — до этого возраста проще вымыть аллергены из организма. Если же не избавиться от заболевания вовремя, на смену сыпи может прийти аллергический шок — а это уже очень серьезно.

Я выяснила, что курс лечения нужно начинать осенью, в крайнем случае — зимой: он долгий, а аллергику нужно прийти чистым к началу лета.

Высыпания на теле — следствие, а не причина. А причину нужно искать в самом организме. Поэтому доктор отправила меня к гастроэнтерологу на подробный скрининг желудочно-кишечного тракта. Есть ряд заболеваний, которые сильно осложняют аллергию (например, бактерия хеликобактер пилори), так что без этих анализов лечение с места не сдвинется. Оказалось, что причина моей аллергии — именно в ней, и бороться пришлось курсом антибиотиков, который мне довелось пройти дважды. Первый раз я не учла, что курс должны пройти все члены семьи, иначе в ближайшее время обязательно произойдет повторное заражение.

Параллельно я сдала анализ на аллергены. Они бывают двух типов: те, которые просто накопились (их можно вымыть из организма), и те, которые надо исключить навсегда. Ни один тест не показывает, к какому из этих типов принадлежат продукты, вызывающие аллергию в данный момент. Поэтому после теста врач запретил мне все, что вызвало положительную реакцию: казеин коровьего молока (то есть я исключила все молочные продукты на основе коровьего молока), пшеницу, гречку, свинину, свеклу, грушу, мандарины, клубнику, виноград, арахис и морковку.

Кроме продуктов, противопоказанных лично мне, я вынуждена была отказаться от еды, которую исключают из рациона всех аллергиков вообще. Это кофе, зеленый и черный чай (можно белый), мясные бульоны (овощные супы — это очень вкусно) и все цитрусовые. Забыть пришлось о черном шоколаде (иногда можно белый), категорически нельзя орехи: орехи, как и клубника, сильнейший аллерген.

Это типичный режим в период лечения, хотя в идеале его надо соблюдать всегда. Поначалу я мучила официантов в ресторанах, пытаясь выяснить, что из чего приготовлено, потому что даже самая маленькая порция запрещенного продукта может вызвать реакцию. Зато сейчас у меня натренированный взгляд, так что выбрать подходящее блюдо я успеваю очень быстро, не привлекая внимания окружающих.

Строгое воздержание длилось около полугода. Потом я заново сделала пробы, чтобы проверить, какие из аллергенов ушли. Из десяти за полгода удалось побороть шесть. Осталось еще четыре. Вполне возможно, они уйдут все, и тогда мой рацион сильно расширится.

Я поняла, что у аллергии есть свои преимущества: она заставляет вести здоровый образ жизни и правильно питаться. Возвращаясь к нормальному рациону, мне пришлось выучить правила совместимости продуктов: мясо сочетать только с зелеными овощами, молоко употреблять отдельно от остальных продуктов (а лучше вообще от него отказаться), яйца есть с зелеными овощами, а сыр — с кислыми фруктами или овощами, лучше всего — с помидорами (правы итальянцы). Если следовать правилам сочетания продуктов, вероятность аллергических реакций падает и в целом рацион становится намного здоровее.

Если аллерген ушел, это не значит, что продукт, его содержащий, можно сразу есть в любых количествах. Нужно вводить аллерген в рацион маленькими порциями, нельзя переедать, иначе он вернется снова. Совсем недавно, например, я снова попробовала сыр, хотя в процессе лечения спокойно отказывала себе во всех сырах вообще, что вызывало бурю эмоций и недоверия у моих зарубежных друзей, особенно у французов. Они не могли поверить, что человеку это под силу.

А вот к молочным продуктам я так и не смогла вернуться: за время воздержания они мне разонравились — и уже больше года я абсолютно спокойно живу без йогуртов, кефира и молока. Иногда все еще скучаю по цитрусовым и шоколаду: они противопоказаны всем аллергикам, поэтому мне их больше не видать. Скорее всего, арахис и клубнику тоже придется исключить на всю жизнь, зато с остальными еще остается шанс: это пшеница, морковка и желток, которые я все еще надеюсь побороть и до сих пор в пищу не употребляю.

В обычной жизни аллергия мне практически не мешает, но в путешествиях и во время праздников я веду себя не так, как все. Никогда не ем уличную еду и фастфуд, не ем в самолетах, не пью алкоголь и газированные напитки. Впрочем, я не идейный борец с аллергией и иногда позволяю себе отступать от правил. Например, этот текст я пишу в Азии после ужина, состоявшего из жареных устриц, ската в соусе чили, жареных цветов с манго и огурцами. В таких случаях я настраиваю себя, что все эти продукты мне не повредят. Ведь аллергия, как и все болезни, начинается в голове.

После всех ограничений раз в месяц я принимаю курс ферментов, чтобы помочь своему желудочно-кишечному тракту. Делаю я это на старую луну: именно в это время из организма уходит все ненужное. Лунный календарь несложно найти в Интернете, так что это в моем режиме самое простое.

Доктора говорят: аллергия — не болезнь, а образ жизни. Причем речь не только об отказах и ограничениях. У аллергии есть преимущества: врачи велят проводить на море как можно больше времени, минимум — три недели в году, причем подряд. Так что с моим диагнозом я могу смело требовать у семьи длительный отпуск.

Отдельная история с гардеробом. Ревизии подверглось все, с чем я соприкасаюсь. Я стала очень тщательно подходить к выбору бижутерии: никогда не куплю дешевую вещь, даже если очень понравился дизайн. Правда, я так и не смогла полностью перейти на натуральные ткани — не могу себе представить, что откажусь от покупки очередного must-have. Поэтому, если на примерке с кожей все хорошо, я вещь покупаю. Хотя здесь я плохой пример: аллергикам в любом случае лучше выбирать натуральные ткани.

Целая морока с уходом за кожей. Начать стоит с того, что я не принимаю ванну: у нас очень жесткая вода, ее нужно обязательно смягчать специальными средствами, и моего терпения хватает только на душ.

Аллергикам ни в коем случае нельзя умываться водой из-под крана — мне пришлось забыть об этом раз и навсегда. Доктор говорит, что фильтров недостаточно, у меня дома они стоят, но я предпочитаю умываться очищенной водой, которую мне привозят на дом. Это не какая-то специальная вода для аллергиков, а просто минеральная вода в бутылях. Самое сложное — сохранять такой же режим в поездках и не забывать покупать несколько бутылок воды в гостиничный номер.

Естественно, я сменила всю косметику, которой пользовалась до лечения. В моих кремах не должно быть минеральных масел, так что большинство средств по уходу за лицом отпали сразу. Вся косметика должна быть гипоаллергенной — мне порекомендовали линию под названием Physiogel, и уже больше года я пользуюсь ею, а для тела — еще и Aesop. Из тоников мне подходит Bioderma, который я тоже давно не меняла. Эти средства пришлось искать методом проб и ошибок: то, что подходит одному аллергику, вовсе не обязательно подойдет другому, даже с учетом того, что все мы выбираем косметику из гипоаллергенных серий.

Если вдруг начинает чесаться рука в месте, где прилегают часы, — их нужно немедленно снять и больше не носить. Слава богу, у меня такого не было, зато я знаю, что аллергию может вызвать даже обратная сторона пуговицы на джинсах.

Я встречала людей, у которых аллергия возникала уже в зрелом возрасте. В основном это связано с плохой экологией, заболеваниями вроде инфекции пилори, язвы и прочего в этом же духе — причин достаточно много. Главное, что я усвоила: при любых высыпаниях на коже, особенно на лице, сгибах локтей и коленок, нужно сразу идти к аллергологу-иммунологу, а не косметологу и дерматологу. Аллергия — это далеко не самый страшный диагноз, и в какой-то момент бороться с ней становится интересно. А еще интереснее бывает, когда встречаешь аллергика, который реагирует на большее количество аллергенов, чем ты.

Комментарии запрещены.